Нам нравится эта работа —
называть вещи своими именами.

К.Маркс

БЫТОВЫЕ ВАНДАЛИЗМ, ХАМСТВО, ХУЛИГАНСТВО

Истоки, течение, профилактика

Психологическое настроение АГРЕССИВНОСТИ (не будем путать с физическим действием - агрессией) - это внешнее проявление внутреннего состояния неудовлетворенности, ущербности. Как появляется ущербность или неудовлетворенность? Они чаще всего итог субъективного, личностного, сердечного осознания человеком несоответствия декларируемым вокруг него норм и реального положения дел в его окружении.

Допустим, я не министр и не миллионер, но от этого ущербности не чувствую: о том, чтобы мне быть министром или миллионером, уговора не было и никто мне этого никогда не обещал. Другое дело, если обещали строго оговоренную зарплату - и не дали. Как принято сейчас говорить, «кинули». Нечистоплотное и корыстное передергивание правил игры одними - источник агрессивного настроения других.

Невозможность естественного выхода агрессии в малых, безопасных, допустимых концентрациях приводит к накоплению агрессии внутри человека, словно воды за плотиной. Падение такой плотины бывает ужасным катаклизмом и для человека, и для окружающих. Униженный, который долго не мог ответить обидчику, в итоге, дорвавшись до мести, мстит неразборчиво, с большими процентами.

Современный режим устами системных психологов активно силится внушить миф о «естественной и прирожденной» природе агрессии, о её «изначальности», её «пришествии из глубин веков» - словом, всё, что угодно, лишь бы снять ответственность с социальных порядков нашего общества.

Вот характерный пример - работа зоопсихолога Тимошиной Е.В. «Агрессия». (Е.В. Тимошина, «Агрессия», М., 2007 г. ) Во введении Тимошина пишет: «Человек, как и все животные, имеет множество ВРОЖДЕННЫХ (выделено мной. - А.Л.-Ф.) программ поведения и в нужный момент они срабатывают. Эти программы создавались в далекие времена и в совсем иной среде, мало похожей на ту, в которой мы теперь живем. (...) Когда программа начинает реализовываться, осознание обслуживает ее, не замечая этого. Оно ищет и находит какие-то свои объяснения поведения и его мотивов, совсем не обязательно верные».

И далее - в духе принятой модели: «Человек - весьма агрессивное существо. Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессия подчиняется своим законам, весьма своеобразным и непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, но и на поведение общества и государства (...).

В быту под агрессией мы понимаем нападение, причем, как правило, неоправданное, несправедливое. В этологии термин "агрессивность" означает злость, злобу, ненависть, ярость. Он не окрашен никак - ни негативно, ни позитивно. Такое определение агрессии дал К. Лоренц в великой книге "Злоба: естественная история агрессивного поведения", - и его нужно принять не споря».

Согласитесь, довольно тоталитарная заявочка! «Принять не споря». И что же мы должны «принять не споря» - миф о человеческой агрессии как наследии животного мира без нравственной оценки агрессивного поведения - «ни негативно, ни позитивно»?!

На мой взгляд, в современной агрессии, с которой мы так часто и так ужасно сталкиваемся в быту, нет никакой миллионолетней подоплеки и никакого естества. Агрессивность - это переходящий красный вымпел неразрешенной, загнанной внутрь, не обсужденной и, возможно, до конца не осмысленной, но болезненной обиды. Обиды не миллионнолетней давности, а, как правило, вчерашней-позавчерашней. По принципу «мне нахамили - я нахамил».

Моя заявка очень неудобна для власти. Получается, что именно власть выпускает гулять на волю красный переходной вымпел (или красного петуха) бытовых вандализма, хамства и хулиганства. Эти явления - суть ТЕНИ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. Это действия людей, чье возмущение несправедливостью, не выходя в здоровых формах адекватных жалоб и протестов, переключается, сублимируется в бессмысленное и беспощадное разрушительство.

Впрочем, если кому интересны миллионолетия и зоопсихология - я не отказываюсь покопаться и в них. В стаде шимпанзе гнев главного самца, как отмечают зоопсихологи, падает на так называемых «геронтов» - наиболее сильных и приближенных к вожаку самцов. При этом источник гнева неважен - получают оплеухи всегда «геронты». Затем - чтобы выплеснуть свою обиду на вожака, геронты бьют рядовых самцов стада. Те же, передавая агрессию далее по цепочке, лупят так называемых «подонков» - самцов шимпанзе из числа недомерков, калек, ущербных, неполноценных шимпанзе.

Что же делать «подонкам» обезьяньего стада? Они зачастую хватают палки и в слепой, бессильной ярости колотят ими по деревьям, по земле, по камням...(С.Г. Нифонтов, «Лекции по зоопсихологии», М., 1995 г.)

Согласитесь, трудно признать верными слова госпожи Тимошиной о том, что «агрессия подчиняется своим законам, весьма своеобразным и непредсказуемым». В поведении стада шимпанзе, описанном выше, я не вижу ничего своебразного, и уж тем более ничего непредсказуемого. Наоборот, всё просто, понятно и легко выводится одно из другого: повышается агрессивность «элиты» шимпанзе к рядовым членам стада - в итоге достанется деревьям и камням (в человеческом варианте - трамвайным креслам, телефонным будкам, дорожным указателям и т.п.).

То, что мы прочитали о шимпанзе, верно и в отношении стад макак. Макакам тоже свойственна переадресованная агрессия, накопившаяся в страхе перед доминантом. В обычном состоянии ярость по иерархическому принципу переносится на того, кто слабее. Особенно от этого принципа страдают "подонки", занимающие дно пирамиды: ведь они боятся всех и обычно могут переадресовывать агрессию лишь неживым предметам, а в этом мало радости. (К.Э. Фабри, «Основы зоопсихологии», М., 2001 г.)

У макак отмечают ещё одну очень человеческую привычку, не свойственную шимпанзе: стоит доминанту начать наказывать одного из подчиненных, как другие спешат ему помочь: кричат, кидаются в наказываемого калом, норовят ткнуть чем-нибудь сами.

Интересно, что самки, наиболее униженный слой в стаде макак, в групповые экзекуции не только втягиваются, но и действуют усерднее самцов. Сходная программа срабатывает и у людей. Человек отличается от макак одной тонкостью: если у животных никак не поощряют тех, кто срывает на наказуемом свою агрессивность, то человеческий лидер самых активных может выделить, приблизить и возвысить. (Н. Тинберген, «Поведение животных», М., 1985 г.)

Так образуется самая страшная структура - иерарх в окружении "подонков". В стихийно образующихся бандах подростков это обычное дело: сильный предводитель, вокруг него несколько гнусных и жалких подпевал, а ниже - значительно более сильные парни. То же срабатывает и на государственном уровне: тиран окружен сатрапами, отличительная черта которых - преступность, аморальность, трусость, подлость и агрессивность к нижестоящим.

Бытовой вандализм - внешнее отражение внутреннего комплекса униженности и оскорбленности. Самоутверждение подонка, но не в ругательном смысле слова «подонок», а в научно-медицинском: «синдром подонка» в психологии - это, прежде всего, «переадресация агрессии с причины на случайный объект». В тонкости вдаваться не будем.

Г. Федорова пишет, что «агрессия и страх неразделимы. Два лося, встав по разные стороны изгороди, дерутся яростно и бесстрашно. Как только жерди лопнули, соперники замирают в страхе, а затем перебегают к следующему пролету изгороди и возобновляют "бескомпромиссный" поединок». (Г. Федорова, «Крысы. Бобры», М., 1996 г.)

Хулиганство - т.е. совершение разбойных действий разной степени тяжести БЕЗ мотивов хищения и присвоения чужого имущества (чем, собственно, хулиганство и отличается от разбоя) - проявление комплекса анархической революционности. Самым определяющим в бытовом хулиганстве является мотив САМОУТВЕРЖДЕНИЯ, революционного самовольного завышения своей (как правило, очень скромной) социальной роли без согласования с распределителями ролей (властью). Аналогично можно сказать и о чрезмерно распространившемся хамстве: это патологическое самоутверждение, подчеркивание собственной значимости людьми, пережившими глубокое внутреннее осознание своей ущербности, униженности, неправоты мира к себе и вообще - внутренне убежденных в неправоте и несправедливости мира. Как говорится у психологов - хамят обиженные на Бога (и мироздание) люди.

Профилактика бытового вандализма, хамства и хулиганства носит двоякий характер. Во первых - это устранение причин, т.е. социальной несправедливости, двойной морали у власть имущих, беспомощности и беззащитности людей перед реальными обидчиками. Возможность дискутировать с реальными обидчиками сразу же снимет угрозу с третьих лиц, которые часто в силу своей слабости платят обиженным по счетам сильных.

Во вторых - это всемерное разъяснение истинной природы хамства, вандализма и хулиганства, которая позволит устранить патологическую реакцию на социальную несправедливость, сделать животные реакции обиженных более человечными, осмысленными и цивилизованными. Ведь хулиганы, хамы, вандалы - не врачи, а боль. Они чувствуют острую внутреннюю боль, но не понимают, отчего она проистекает, не имея врачебных разъяснений.

Данная статья - одна из попыток в этом направлении...

Armiya Voli Naroda (AVN) - Yury Muhin - Official site

ABH

delokrat.ru

ABH-Video  ABH Li.Ru: sokol_14
http://www.deloteca.ru/  nasamomdele.narod.ru
litpolit.ru  Repressii
 ������ �������������� ��������
  �������� �����. ���� ��������
forum.msk.ru  Bolshoy Forum



































banners.html 
Домашние питомцы собаки.
Покупайте навигаторы в www.microsystem.ru, консультации.
У нас легко найти очень интересный фильм разных жанров.
Rambler's Top100
 
Архив Форум Поиск Библиотека Редактору